Парадокс Ферми, или Почему инопланетяне нам не отвечают

Время чтения примерно: 4 - 7 минуты

В нашей галактике около 200 миллиардов звёзд, многие из которых образуют солнечные системы с планетами, как, например, наша система: Солнце и 8 планет + Плутон. Одна из планет точно обитаема, а её самый разумный вид построил цивилизацию и даже начал искать братьев по разуму в бесконечной Вселенной. Однако почему-то все остальные 200 миллиардов звёзд пока молчат и потенциальные разумные инопланетяне не отвечают на наши сигналы.

Что такое Парадокс Ферми

Как мы пытаемся найти разумную жизнь на далёких планетах

С поправкой на уровень технического развития человечества мы можем делать только 4 вещи:

1. Наблюдать за звёздами.
  2. Отправлять сигналы в надежде, что когда-то получим ответ.
  3. Искать сигналы, которые могут посылать инопланетяне.
  4. Изучать астероиды из других систем.

Наблюдение

Мощные телескопы хоть и не позволяют детально рассмотреть даже соседние звёзды, но признаки высокоразвитой цивилизации засечь можно. Это, например, может быть изменение яркости звезды из-за проходящих мимо массивных космических станций, звездолётов или других технологических объектов.

Отправка сигналов

Земля довольно «шумная» планета — за короткий период она стала источником радиосигналов, которые прямо сейчас устремляются всё дальше в космос. Теоретически разумные существа могут уловить один из таких случайных сигналов и обнаружить землян. Однако радиосигналы не так быстро достигают других звёздных систем, а вероятность, что его распознают и поймут, также крайне мала. Поэтому земляне создают специальные послания для инопланетян.

Проект METI занимается именно этим. Послания включают информацию о Земле, её местонахождении, её обитателях, приветствия на разных языках и прочее. Послания не всегда отправляются в виде сигналов: несколько космических аппаратов, которые покинули солнечную систему несут пластинки с информацией о человечестве.

Читайте также: Какая жизнь на Венере

Поиск сигналов

Проект SETI наоборот предпринимает попытки уловить сигналы из космоса, которые могли исходить от другой цивилизации. Сигналы могут быть как случайными, так и направленными для поиска «братьев по разуму». На данный момент особыми успехами проект похвастаться не может: нужно знать, что искать, как искать и где искать.

Массив радиотелескопов SETI

Изучение астероидов

Этот метод пока только обсуждается, но как вариант рассмотреть можно. Сейчас в Солнечной системе тысячи астероидов, который прибыли из межзвёздного пространства. Изучая их, можно обнаружить не только следы органики, но и признаки того, что астероид был подвергнут воздействию инопланетной технологии. А может нам повезёт и астероид вовсе окажется частью космического корабля…

Почему мы до сих пор не вышли на контакт с инопланетянами

В 1950 году беседа учёных за обедом подготовила почву для десятилетий астрономических исследований. Физик Энрико Ферми представил своим коллегам несколько утверждений, резюмированных как:

1. Галактика очень стара и огромна, с сотнями миллиардов звезд и, вероятно, ещё большим числом пригодными для жизни планет.
  2. Велика вероятность, что у продвинутых цивилизаций на других планетах должно быть более чем достаточно времени для развития и процветания по всей галактике.

3. Так где же они, черт возьми?

Этот простой, но мощный аргумент, стал известен как Парадокс Ферми. Инопланетяне должны колесить по галактике на своих космолётах, но убедительных доказательств их существования нет.

Уникальные условия для жизни есть только на Земле

В наблюдаемой Вселенной мы пока не смогли обнаружить звёздную систему с признаками высокоразвитой жизни. Но об этом можно говорить, основываясь на изучении, если так можно выразиться, «современного космоса». Доподлинно неизвестно, что существовало в далеких от нас частях Вселенной миллиарды лет назад или что существует в недостижимых для нас уголках космоса сейчас.

Одно из предположений, отвечающее на вопрос, почему человечество так и не вошло в контакт с внеземными существами, говорит о том, что разумных цивилизаций, способных на межпланетный контакт, просто не могло появиться. Есть теория Великого Фильтра – это некий фильтр, этап в эволюционном развитии жизни, который она либо преодолевает, либо её развитие останавливается.

Ученые предполагают, что человечество единственный вид, который среди миллиардов других живых существ во Вселенной смог преодолеть Великий Фильтр. Этому могли способствовать уникальные земные условия, которые и позволили этой жизни развиться либо особые эволюционные процессы.

Возможно, что для зарождения жизни и её эволюции до разумной нужны именно такие условия, которые сформировались в Солнечной системе на Земле. Необходима именно такая звезда, как Солнце, такой спутник, как Луна, и именно такие климатические условия, которые сформировались на нашей планете, что делают её уникальной во Вселенной для существования разумной цивилизации.

Или нас только ждёт встреча с Великим Фильтром.

Развитые цивилизации недолговечны

Есть предположение, что жизнь развивается до определенного момента, после которого происходит её самоуничтожение. Если во Вселенной и существовали разумные инопланетные цивилизации, то достигнув высокого техногенного развития, они просто уничтожили себя своими же творениями.

Вполне возможно, что и человечество идет по такому же пути самоуничтожения, развивая военную промышленность и изобретая новые виды смертельного оружия большого радиуса поражения.

Жизнь на других планетах может быть совершенно непохожа на земную

Инопланетяне вымирают от болезней

Гибель цивилизации от болезней и вирусов возможна по разным причинам.

1. Инопланетная раса сама создаёт патоген, который выходит из-под контроля и уничтожает всё живое.
  2. Вирус возникает в процессе природных мутаций и жители другого мира погибают от эпидемии.
  3. Разумные существа начинают изучать астероиды и другие планеты, обнаруживают чужеродный микроорганизм, который оказывается опасным для всего вида.

Рекомендуем: Самые перспективные космические технологии будущего

Разные способы взаимодействия и технические возможности

Земляне и инопланетные расы могут иметь абсолютно разные способы связи и общения. Вполне возможно, что сигналы от внеземных цивилизаций есть и их много. Вопрос в том, как эти инопланетные формы жизни передают их, какими методами зашифровывают информацию. Уровень технологий землян и инопланетян может отличаться так же, как различаются хатка бобра и современный многоэтажный бизнес-центр со скоростными лифтами.

И наоборот, наши сигналы точно так же могут быть просто не распознаны и не обработаны.

Гипотеза зоопарка

Согласно этому предположению, разумные расы уже давно знают о землянах, но не выходят на контакт и не вмешиваются в наши дела. Они просто наблюдают со стороны за развитием нашей расы, как мы за животными в дикой природе или зоопарке.

Среди приверженцев гипотезы есть мнение, что инопланетяне могут дать о себе знать, когда человечество достигнет определённого уровня технического развития, например, откроет способ передвижения на околосветовой скорости.

Также есть вероятность, что нашу звёздную систему намеренно изолировали от остальной части галактики, и именно поэтому мы не можем заметить деятельность других разумных существ в космосе.

Теория «Тёмного леса»

— Какой самый страшный ответ из космоса мы можем получить?

— ТИШЕ! ОНИ УСЛЫШАТ!!!

Разумные расы предпочитают находиться в тени и никоим образом себя не проявлять. Дело в том, что они подобно нам допускают, что в космосе наверняка есть другие высокоразвитые цивилизации, но выходить с ними на контакт очень рискованно.

Каждый новый контакт — это риск быть уничтоженными враждебными более развитыми пришельцами.

Зачем продвинутым инопланетянам кого-то уничтожать? Всё просто: так или иначе, материя во Вселенной конечна, а жизнь потенциально может бесконечно множиться и экспансировать новые системы и галактики. И любой вид, подобный землянам, — это возможный конкурент для текущих «хозяев космоса». Поэтому на развивающиеся планеты может быть объявлена охота, чтобы избавляться от них, пока они не стали значимой угрозой. Понимая это, большинство инопланетян стараются как можно меньше проявлять свою активность.

Цивилизации не успевают связаться друг с другом

Согласно этой теории, цивилизаций может возникать во Вселенной большое множество, но они не успевают вступить в контакт. Например, в одной части космоса образовалась разумная жизнь, она развивалась, эволюционировала, но достигла определенного момента, при котором погибла, не успев выйти на контакт. Или возможен такой вариант: жизнь на другой планете уже существует, но ещё не достигла такого уровня, при котором способна общаться с другими представителями инопланетной жизни.

Для контакта нужно, чтобы две цивилизации находились в одной области Вселенной и были достаточно развиты для технической возможности установить контакт.

Человечество далеко от понимания внеземных технологий

А что если мы настолько примитивны, что просто не можем осознать присутствия других разумных существ, которые на тысячелетия опередили нас в развитии? Инопланетяне перемещаются по космическому пространству и используют способы связи, которые находятся за гранью нашего понимания и мы просто не можем распознать их присутствие

В свою очередь, сверхразумные цивилизации либо не интересуются жизнью на Земле или выступают наблюдателями, соблюдая принцип невмешательства в становление молодой цивилизации.

Мнение редакции

Очень импонирует Теория «Тёмного леса». Импонирует и одновременно пугает: а вдруг звёзды и вправду молчат, потому что не хотят быть услышанными? По мере изучения космоса Парадокс Ферми становится всё более интересным для обсуждения, ведь потенциально обитаемых планет обнаруживается всё больше. Сейчас можно только заключить, что инопланетяне не отвечают нам по причине, о которой мы догадываемся или просто не можем её осознать.

Вы можете отблагодарить автора статьи донатом от 30 руб на Boosty. Этим вы сделаете вклад в популяризацию подобного контента.

Как вы думаете, почему инопланетяне молчат?

Опрос из статьи: Парадокс Ферми

О выходе новых статей рассказываем в соцсетях

Дзен

Парадокс Ферми, или Почему инопланетяне нам не отвечают: 3 комментария

1. Земляне ищущие контакт поступают и реализуют его согласно своему представлению об этом контакте. Как можно говорить о взаимодействии, если планета разделена на государства, каждое стремящиеся к доминированию на Земле и подавлению инакомыслия по таким критериям как религия, государственное устройство, распределение материальных благ и т. д. . Самое главное — это пока люди убивают друг друга говорить о том, что мы готовы к контакту преждевременно. Этот вопрос лежит не в технической проблеме быть услышанными, а морально-философской, нравственной и экологической экзистенции

2. уверен:как только мы найдем новый принцип перемещения в пространстве с таким же уровнем энергии-откроется невидимая Вселенная и к
    в ней иные цивилизации.На данном этапе развития находимся электронами на разных орбитах.А он есть!Непременно есть этот канал.Кто нибудь найдет….жаль не я.

3. Ага дураков нашли. Как раз с нашими войнами и уровнем примитивизма в сознании нам еще и инопланетян не хватало. Да смотрят они на нас и понимают что лучше нам ничего не рассказывать и не показывать, а все разработки с таким сознанием идут мимоходом и работают только в пределах нашей планеты.